Букварь музыканта

Глава 1. «Дайте себе право на ошибку»

Наверное, самый главный враг любого искусства — это страх. Да и не только искусства. СТРАХ — это главный враг любого дела, которым вы когда-либо занимались, занимаетесь в данный момент или будете заниматься. Страхов существует великое множество. Страх быть непонятым. Страх наказания. Страх публичного выступления. Если говорить о страхах музыкантов, то это страхи забыть текст, не выучить к сроку, не справиться технически. Бывает, что мы не испытываем страх как таковой, но нас одолевают сомнения: а стоит ли мне заниматься музыкой? А так ли я для этого талантлив, и есть ли у меня настоящие способности к этому делу? Добьюсь ли я в своей профессии чего-нибудь или повторю судьбы тысяч людей, выбравших своё дело не по призванию? И даже такой страх, как: смогу ли я когда-нибудь достойно зарабатывать себе на жизнь, занимаясь музыкой? Ведь испокон веков в человеке неубиваем стереотип, что художник должен быть голодным. А ещё желательно и больным, одиноким и совершенно несчастным. Только соблюдая все эти условия можно надеяться на то, что создашь что-то гениальное!

В детстве, когда большинство из нас начинает заниматься музыкой, мы ещё не имеем этих страхов. Они пока ещё не владеют нашим существом. Как и всегда, когда мы находимся в самом начале пути, мы избавлены от страха ошибки. Ведь для новичка ошибка совершенно логична, закономерна и главное — не вызывает ни возмущения ни порицания со стороны других людей и себя самого. Всё правильно, мы пока только учимся, поэтому к нам нельзя предъявлять требования, как профессионалам. Но уже после первого класса ученик переходит в новый статус. Да что после первого класса! Порой уже после первого урока у маленького человека настолько возрастает ответственность перед учителем, что страх совершить ошибку просто парализует его существо. И это становится началом конца: когда вместо радости творчества мы получаем творческие муки.

Я, как и большинство людей, уже со школы заработала «комплекс неполноценности», и даже наличие явных способностей к фортепиано не спасло меня от бесконечной самокритики, от страха «не соответствовать высоким идеалам», от страха не добиться отличного результата. И ещё от многих других страхов, которые можно объединить одним словом: СТРАХ ОШИБКИ. Этот страх есть в каждом человеке, и касается он не только выбранной профессии, но и жизни в целом. Ещё его можно назвать страхом НЕ ПОЛУЧИТЬ ЖЕЛАЕМОЕ. Например: вы желаете великолепно выступить на концерте, или занять место на конкурсе, или сыграть или спеть так, как не удавалось никогда и никому до вас. То есть в нашей голове почти всегда существует некий идеал того «как должно быть», и любое отклонение от этого идеала вызывает самые страшные мучения. А когда вы ещё связаны определёнными сроками, то мучения возрастают многократно. В этом страхе невозможно работать. И сколь бы талантливым вы не были, страх ошибки, несоответствия идеалу, в конце-концов вас доканает. Речь уже не будет идти о радости творчества, и жизнь превратится в бесконечную борьбу. Можно бороться за идеал и пасть смертью храбрых. Если вы жаждете подобной судьбы героя — то вперёд! Если же вы хотите вернуть самую простую, лежащую в основании любого искусства — РАДОСТЬ ТВОРЧЕСТВА, то, надеюсь, мои скромные советы помогут вам в этом.

Поэтому СОВЕТ №1: Дайте себе право на ошибку.

Ведь любой творческий процесс можно представить себе как движение из точки А в точку Б, где Б — это недостижимая величина, и конец этой линии движения теряется в бесконечности.

                                    «Не бойтесь идеала — вам его не достичь!» Сальвадор Дали.

Другое дело, когда точка Б это реальная маленькая цель, как выучить наизусть, или выступить на концерте, добиться ровного звучания пассажа и т п… Но даже тогда вы должны всегда помнить, что вы можете не достигнуть её. Вы имеете право! Да, вы будете прилагать очень много усилий, вкладывать в дело всю свою страсть! Но необходимо помнить, что вы можете не достичь результата — и это не повод, чтобы перестать уважать себя или ставить на себе крест. Страшно представить сколько карьер было загублено в самом начале из боязни не добиться результата, не соответствовать идеалу. Помните, что уважение к себе не измеряется только результатом.

СОВЕТ №2: Уважайте себя за попытку, а не за результат.

В искусстве гораздо важнее процесс, нежели результат. Кто-то может со мной поспорить, мол если результатов не будет, то как вообще оценивать деятельность человека? Правильно, если оценивать человека  по результативности, то польза от такого человека равна нулю. И уважать такого человека, разумеется, не за что. Но если оценивать свою деятельность  с позиции поиска новых решений, постоянного движения вперёд, неослабного интереса к собственному делу, а так же по количеству получаемого в процессе работы удовольствия — то ценность такой жизни возрастает в разы. Поэтому,

СОВЕТ №3: Определите, что для вас важнее — конечный результат или весь предшествующий ему процесс?

Если для вас достижение результата компенсирует все муки, пройденные на тернистом пути к своей цели, то эта книга не для вас. Если же после завершения дела (возможно даже очень удачного!) вы через некоторое время чувствуете усталость и в голове возникает вопрос: а стоило ли оно того? Тогда, возможно, прочитав эту книгу, вы сможете что-то для себя выяснить, и вернуть себе главную радость — радость творчества.

 

Глава 2

КАК ВЫЗВАТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ

Когда мы играем, то мы непременно выражаем какие-то эмоции, и очень важно, чтобы это не были примитивные эмоциональные шаблоны вроде: «радостно», «грустно» (для более развитых «печально»), «шутливо», «задумчиво» и так далее. Даже если вы берёте не примитивную эмоцию и, например, пытаетесь сыграть «ностальгически», то будучи голой, то есть не подкреплённой вашим собственным эмоциональным опытом, она не сработает. Такие голые эмоции нам часто приходится наблюдать у плохих актёров, изображающих страх выпучиванием глаз, скорбь – поникшей головой, а радость – улыбкой до ушей. Верим мы, видя все эти кривлянья, что они на самом деле испытывают радость, скорбь или страх? Вряд ли. При этом, когда мы играем или поём, мы зачастую действуем точно так же как эти бедолаги: играем эмоции, которых не испытываем. В тексте написано «скерцандо»? Прекрасно! Всё наше тело напружинилось, пальцы упругие, в глазах дебильноватый огонёк… сейчас будем шутить. Правда слушателям от таких шуток становиться грустно, да и нам веселья мало. В чём же дело? Мы же вроде бы добросовестно пытаемся играть это пресловутое «скерцандо», а музыка получается совершенно бессмысленная и неуклюжая. А! Наверное, мы просто недостаточно сильно изображаем. Поэтому, не добившись желаемого результата, мы напрягаем и напружиниваем тело ещё больше, пианист начинает подпрыгивать на стуле, скрипач приседать, гобоист – размахивать вправо-влево своей дудкой, а домры и балалайки начинают просто дымиться. Усилия титанические! Но при этом  злосчастного «скерцандо» так и не происходит. И публике по прежнему не смешно. Да и нам уже не до смеха. То же самое происходит и с изображением вселенской скорби, когда на лица исполнителей бывает просто страшно смотреть. А в порывах страстного «аппассионато» на пол падают ноты, крышки рояля падают на клавиатуру, в зал летят пачки неверных нот… Ну как же, я же должен быть страстным!

Всё дело в том, что изображать эмоцию и действительно испытывать её – две, не то что большие – ОГРОМНЫЕ разницы. Вспомните, как вам бывало тяжело изображать, что вам вкусно, когда в гостях подавали какое-то нелюбимое вами блюдо. Вы изо всех сил делали вид, что вам нравится то, что вы едите, но всё ваше существо сопротивлялось такой бессовестной лжи! Так почему же вам должны поверить слушатели, когда вы бессовестным образом врете со сцены: показываете то, чего не чувствуете? Ложь чувствуется сразу. Даже самым примитивным человеком, даже непрофессионалом. Неверные ноты вам ещё могут простить. Но вот ложь – никогда. В этом смысле, кстати, ложь вам скорее простят маститые профессора на конкурсах, где критерием качества и мастерства исполнения становятся стилистическая грамотность, форма, техническая виртуозность и прочее. Но на концертной эстраде этого всего недостаточно. Зрители, точнее слушатели (хотя с этим можно поспорить, потому что зрительное восприятие исполнителя на концерте порой не менее важно, чем слуховое), так вот зрители приходят получить от вас эмоциональную подпитку, а не какой-то суррогат.

Вы не просто должны играть весело. Вам действительно должно быть весело! Только так вы сможете зарядить себя, и тем самым зарядить аудиторию. Другого пути нет.

А теперь о том, каким образом это делать.

Каждая эмоция тесно связана с нашими воспоминаниями. Более того, именно определённые события в нашей жизни послужили причиной возникновения тех или иных эмоций. Например, вспомните свои эмоции в последний день в школе перед летними каникулами? Радость, чувство свободы, впереди целое лето и можно так много сделать интересного, и сентябрь ещё так далеко! Или, например, когда вы осенью выходите на улицу и вдруг видите, что всё вокруг в снегу. И зажигаются первые фонари, и всё мерцает бело-голубым, а в воздухе висит невероятная свежесть и приятная сырость. И вы идёте, а ваши ботинки оставляют такие ровные, чётко очерченные следы, и сразу кажется, что скоро Новый Год, а вместе с ним и обязательно какое-то чудо… Какие эмоции вы при этом испытываете? Радость? Восторг? Наслаждение? А может быть, в этом есть примесь какой-то созерцательной грусти? Скорее всего, одним словом вам не удастся описать свое эмоциональное состояние. Оно слишком многогранно, чтобы уложиться в одно определение. Так почему же в музыке мы не стесняемся выдавать подобные упрощения? И продолжаем играть «грустно» и «весело»?

Запомните, музыка тоже может пахнуть свежевыпавшим снегом! Она может светиться новогодней гирляндой. Может быть мягкой, как тёплый плед, и суровой, как ветер в северном лесу. Но чтобы найти в себе эти эмоции (не выражаемые только одним словом) мы должны вспомнить те моменты нашей жизни, когда эти эмоции возникали. Иначе говоря – у нас должны быть ассоциации. Если ассоциации будут у нас – они  непременно будут у слушателя! Поэтому дальше привожу раздел из книги А.Молчанова «Пишется», потому что на мой взгляд, его метод очень прост в выполнении и очень эффективен.

Прежде всего, сядьте и выпишите все воспоминания, которые вызывают у вас любой эмоциональный отклик. Важно фиксировать и воспоминания, вызывающие позитивные эмоции, и воспоминания, вызывающие негативные эмоции. Сначала запишите события, которые произошло до вашего рождения. Например, вы появились на свет в результате какой-то случайности. Условно говоря, не пошла бы ваша мама на танцы в тот вечер – не встретила бы вашего папу и вас бы не было на свете. Затем методично проходите по всей своей жизни, вспоминаете каждый год и записываете каждое событие, которое вызывает ваши эмоции. Скорее всего получится, что большая часть событий произошла в детстве – это не  страшно. В детстве мы чувствуем сильнее и запоминаем крепче.

У вас должно получиться не меньше 100 воспоминаний. Когда вы их записываете, важно никак их не оценивать – просто вытащите его из памяти и зафиксируйте. Важное это событие для вашей судьбы или нет – в данном случае совершенно не важно. Если сомневаетесь – записывать или нет то или иное событие – записывайте. Возможно, вам удастся вытащить какое-то воспоминание, которое на самом деле вызывает у вас сильнейшие эмоции, а вы его похоронили где-то на самом дне своей памяти. Вы можете найти в своих воспоминаниях настоящий эмоциональный клад.

Что, если их будет не 100, а 97 или 120? Если 97 – докрутите до 100. Круглые цифры здесь важны потому, что они дают вам ориентир, к которому вы идете. Вы перестаете оценивать то, что вы делаете, а сосредотачиваетесь на круглой цифре, которую вам нужно достичь.

Когда список будет составлен, дайте ему полежать пару дней. Затем сядьте и пройдите по всему списку, погружаясь в каждое воспоминание по очереди. Отключите разум, слушайте свое тело.  Ваша задача – выбрать десять воспоминаний, которые вызывают самый сильный эмоциональный отклик. Это должны быть пять позитивных воспоминаний и пять – негативных.

Затем вы садитесь и записываете каждое воспоминание в малейших деталях. Ваша задача – найти в каждом воспоминании те делали, которые позволяют этому воспоминанию удержаться в памяти.  Эти детали есть всегда Если нет деталей – воспоминание стирается. ВЫ просто не сможете его вытащить.

Затем вы фиксируете список деталей. Вот это и есть клавиатура, с помощью которой вы будете управлять своими эмоциями. Для того, чтобы эмоционально раскачать себя и читателя, вставляйте эти детали в ключевые сцены, причем обязательно чередуйте детали из позитивных историй с деталями из негативных. И тогда вы не просто наполните эмоциями вашу историю, вы сможете раскачать читателя эмоционально – то вверх, но вниз. С каждый следующим «скачком» читатель будет все легче и легче поддаваться вашему влиянию, он будет все более восприимчивым к эмоциям, которые вы ему передаете.

От себя хочу добавить, что совсем не обязательно выбирать 10 основных событий, чтобы запускать механизм эмоционального отклика. Вы можете проделывать подобную работу с каждым произведением. Например, гениальный пианист Святослав Рихтер, все произведения, которые он играл, превращал в истории. ХТК Баха был у него автобиографичным, в каждой прелюдии и фуге он рассказывал как жил дома с родителями, играл в свой музыкальный театр, ехал учиться, выступал и ещё много-много чего. И совсем не важно, что публика, слушая музыку Баха, не знала ассоциаций Рихтера. Важно, что люди слышали живой эмоциональный отклик исполнителя на то, что он играл. А потом – верили ему.

СОВЕТ: Не изображайте эмоцию, а чувствуйте её.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s