КАК ВЫЗВАТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ

 

Когда мы играем, то мы непременно выражаем какие-то эмоции, и очень важно, чтобы это не были примитивные эмоциональные шаблоны вроде: «радостно», «грустно» (для более развитых «печально»), «шутливо», «задумчиво» и так далее. Даже если вы берёте не примитивную эмоцию и, например, пытаетесь сыграть «ностальгически», то будучи голой, то есть не подкреплённой вашим собственным эмоциональным опытом, она не сработает. Такие голые эмоции нам часто приходится наблюдать у плохих актёров, изображающих страх выпучиванием глаз, скорбь – поникшей головой, а радость – улыбкой до ушей. Верим мы, видя все эти кривляния, что они на самом деле испытывают радость, скорбь или страх? Вряд ли. При этом, когда мы играем или поём, мы зачастую действуем точно так же как эти бедолаги: играем эмоции, которых не испытываем. В тексте написано «скерцандо»? Прекрасно! Всё наше тело напружинилось, пальцы упругие, в глазах дебильноватый огонёк… сейчас будем шутить. Правда слушателям от таких шуток становиться грустно, да и нам веселья мало. В чём же дело? Мы же вроде бы добросовестно пытаемся играть это пресловутое «скерцандо», а музыка получается совершенно бессмысленная и неуклюжая. А! Наверное, мы просто недостаточно сильно изображаем. Поэтому, не добившись желаемого результата, мы напрягаем и напружиниваем тело ещё больше, пианист начинает подпрыгивать на стуле, скрипач приседать, гобоист – размахивать вправо-влево своей дудкой, а домры и балалайки начинают просто дымиться. Усилия титанические! Но при этом  злосчастного «скерцандо» так и не происходит. И публике по прежнему не смешно. Да и нам уже не до смеха. То же самое происходит и с изображением вселенской скорби, когда на лица исполнителей бывает просто страшно смотреть. А в порывах страстного «аппассионато» на пол падают ноты, крышки рояля падают на клавиатуру, в зал летят пачки неверных нот… Ну как же, я же должен быть страстным!

Всё дело в том, что изображать эмоцию и действительно испытывать её – две, не то что большие – ОГРОМНЫЕ разницы. Вспомните, как вам бывало тяжело изображать, что вам вкусно, когда в гостях подавали какое-то нелюбимое вами блюдо. Вы изо всех сил делали вид, что вам нравится то, что вы едите, но всё ваше существо сопротивлялось такой бессовестной лжи! Так почему же вам должны поверить слушатели, когда вы бессовестным образом врете со сцены: показываете то, чего не чувствуете? Ложь чувствуется сразу. Даже самым примитивным человеком, даже непрофессионалом. Неверные ноты вам ещё могут простить. Но вот ложь – никогда. В этом смысле, кстати, ложь вам скорее простят маститые профессора на конкурсах, где критерием качества и мастерства исполнения становятся стилистическая грамотность, форма, техническая виртуозность и прочее. Но на концертной эстраде этого всего недостаточно. Зрители, точнее слушатели (хотя с этим можно поспорить, потому что зрительное восприятие исполнителя на концерте порой не менее важно, чем слуховое), так вот зрители приходят получить от вас эмоциональную подпитку, а не какой-то суррогат.

Вы не просто должны играть весело. Вам действительно должно быть весело! Только так вы сможете зарядить себя, и тем самым зарядить аудиторию. Другого пути нет.

А теперь о том, каким образом это делать.

Каждая эмоция тесно связана с нашими воспоминаниями. Более того, именно определённые события в нашей жизни послужили причиной возникновения тех или иных эмоций. Например, вспомните свои эмоции в последний день в школе перед летними каникулами? Радость, чувство свободы, впереди целое лето и можно так много сделать интересного, и сентябрь ещё так далеко! Или, например, когда вы осенью выходите на улицу и вдруг видите, что всё вокруг в снегу. И зажигаются первые фонари, и всё мерцает бело-голубым, а в воздухе висит невероятная свежесть и приятная сырость. И вы идёте, а ваши ботинки оставляют такие ровные, чётко очерченные следы, и сразу кажется, что скоро Новый Год, а вместе с ним и обязательно какое-то чудо… Какие эмоции вы при этом испытываете? Радость? Восторг? Наслаждение? А может быть, в этом есть примесь какой-то созерцательной грусти? Скорее всего, одним словом вам не удастся описать свое эмоциональное состояние. Оно слишком многогранно, чтобы уложиться в одно определение. Так почему же в музыке мы не стесняемся выдавать подобные упрощения? И продолжаем играть «грустно» и «весело»?

Запомните, музыка тоже может пахнуть свежевыпавшим снегом! Она может светиться новогодней гирляндой. Может быть мягкой, как тёплый плед, и суровой, как ветер в северном лесу. Но чтобы найти в себе эти эмоции (не выражаемые только одним словом) мы должны вспомнить те моменты нашей жизни, когда эти эмоции возникали. Иначе говоря – у нас должны быть ассоциации. Если ассоциации будут у нас – они  непременно будут у слушателя! Поэтому дальше привожу раздел из книги А.Молчанова «Пишется», потому что на мой взгляд, его метод очень прост в выполнении и очень эффективен.

 

Прежде всего, сядьте и выпишите все воспоминания, которые вызывают у вас любой эмоциональный отклик. Важно фиксировать и воспоминания, вызывающие позитивные эмоции, и воспоминания, вызывающие негативные эмоции. Сначала запишите события, которые произошло до вашего рождения. Например, вы появились на свет в результате какой-то случайности. Условно говоря, не пошла бы ваша мама на танцы в тот вечер – не встретила бы вашего папу и вас бы не было на свете. Затем методично проходите по всей своей жизни, вспоминаете каждый год и записываете каждое событие, которое вызывает ваши эмоции. Скорее всего получится, что большая часть событий произошла в детстве – это не  страшно. В детстве мы чувствуем сильнее и запоминаем крепче.

У вас должно получиться не меньше 100 воспоминаний. Когда вы их записываете, важно никак их не оценивать – просто вытащите его из памяти и зафиксируйте. Важное это событие для вашей судьбы или нет – в данном случае совершенно не важно. Если сомневаетесь – записывать или нет то или иное событие – записывайте. Возможно, вам удастся вытащить какое-то воспоминание, которое на самом деле вызывает у вас сильнейшие эмоции, а вы его похоронили где-то на самом дне своей памяти. Вы можете найти в своих воспоминаниях настоящий эмоциональный клад.

Что, если их будет не 100, а 97 или 120? Если 97 – докрутите до 100. Круглые цифры здесь важны потому, что они дают вам ориентир, к которому вы идете. Вы перестаете оценивать то, что вы делаете, а сосредотачиваетесь на круглой цифре, которую вам нужно достичь.

Когда список будет составлен, дайте ему полежать пару дней. Затем сядьте и пройдите по всему списку, погружаясь в каждое воспоминание по очереди. Отключите разум, слушайте свое тело.  Ваша задача – выбрать десять воспоминаний, которые вызывают самый сильный эмоциональный отклик. Это должны быть пять позитивных воспоминаний и пять – негативных.

Затем вы садитесь и записываете каждое воспоминание в малейших деталях. Ваша задача – найти в каждом воспоминании те делали, которые позволяют этому воспоминанию удержаться в памяти.  Эти детали есть всегда Если нет деталей – воспоминание стирается. ВЫ просто не сможете его вытащить.

Затем вы фиксируете список деталей. Вот это и есть клавиатура, с помощью которой вы будете управлять своими эмоциями. Для того, чтобы эмоционально раскачать себя и читателя, вставляйте эти детали в ключевые сцены, причем обязательно чередуйте детали из позитивных историй с деталями из негативных. И тогда вы не просто наполните эмоциями вашу историю, вы сможете раскачать читателя эмоционально – то вверх, но вниз. С каждый следующим «скачком» читатель будет все легче и легче поддаваться вашему влиянию, он будет все более восприимчивым к эмоциям, которые вы ему передаете.

 

 

От себя хочу добавить, что совсем не обязательно выбирать 10 основных событий, чтобы запускать механизм эмоционального отклика. Вы можете проделывать подобную работу с каждым произведением. Например, гениальный пианист Святослав Рихтер, все произведения, которые он играл, превращал в истории. ХТК Баха был у него автобиографичным, в каждой прелюдии и фуге он рассказывал как жил дома с родителями, играл в свой музыкальный театр, ехал учиться, выступал и ещё много-много чего. И совсем не важно, что публика, слушая музыку Баха, не знала ассоциаций Рихтера. Важно, что люди слышали живой эмоциональный отклик исполнителя на то, что он играл. А потом – верили ему.

СОВЕТ: Не изображайте эмоцию, а чувствуйте её.