«Дайте себе право на ошибку»

Наверное, самый главный враг любого искусства — это страх. Да и не только искусства. СТРАХ — это главный враг любого дела, которым вы когда-либо занимались, занимаетесь в данный момент или будете заниматься. Страхов существует великое множество. Страх быть непонятым. Страх наказания. Страх публичного выступления. Если говорить о страхах музыкантов, то это страхи забыть текст, не выучить к сроку, не справиться технически. Бывает, что мы не испытываем страх как таковой, но нас одолевают сомнения: а стоит ли мне заниматься музыкой? А так ли я для этого талантлив, и есть ли у меня настоящие способности к этому делу? Добьюсь ли я в своей профессии чего-нибудь или повторю судьбы тысяч людей, выбравших своё дело не по призванию? И даже такой страх, как: смогу ли я когда-нибудь достойно зарабатывать себе на жизнь, занимаясь музыкой? Ведь испокон веков в человеке неубиваем стереотип, что художник должен быть голодным. А ещё желательно и больным, одиноким и совершенно несчастным. Только соблюдая все эти условия можно надеяться на то, что создашь что-то гениальное!

В детстве, когда большинство из нас начинает заниматься музыкой, мы ещё не имеем этих страхов. Они пока ещё не владеют нашим существом. Как и всегда, когда мы находимся в самом начале пути, мы избавлены от страха ошибки. Ведь для новичка ошибка совершенно логична, закономерна и главное — не вызывает ни возмущения ни порицания со стороны других людей и себя самого. Всё правильно, мы пока только учимся, поэтому к нам нельзя предъявлять требования, как профессионалам. Но уже после первого класса ученик переходит в новый статус. Да что после первого класса! Порой уже после первого урока у маленького человека настолько возрастает ответственность перед учителем, что страх совершить ошибку просто парализует его существо. И это становится началом конца: когда вместо радости творчества мы получаем творческие муки.

Я, как и большинство людей, уже со школы заработала «комплекс неполноценности», и даже наличие явных способностей к фортепиано не спасло меня от бесконечной самокритики, от страха «не соответствовать высоким идеалам», от страха не добиться отличного результата. И ещё от многих других страхов, которые можно объединить одним словом: СТРАХ ОШИБКИ. Этот страх есть в каждом человеке, и касается он не только выбранной профессии, но и жизни в целом. Ещё его можно назвать страхом НЕ ПОЛУЧИТЬ ЖЕЛАЕМОЕ. Например: вы желаете великолепно выступить на концерте, или занять место на конкурсе, или сыграть или спеть так, как не удавалось никогда и никому до вас. То есть в нашей голове почти всегда существует некий идеал того «как должно быть», и любое отклонение от этого идеала вызывает самые страшные мучения. А когда вы ещё связаны определёнными сроками, то мучения возрастают многократно. В этом страхе невозможно работать. И сколь бы талантливым вы не были, страх ошибки, несоответствия идеалу, в конце-концов вас доканает. Речь уже не будет идти о радости творчества, и жизнь превратится в бесконечную борьбу. Можно бороться за идеал и пасть смертью храбрых. Если вы жаждете подобной судьбы героя — то вперёд! Если же вы хотите вернуть самую простую, лежащую в основании любого искусства — РАДОСТЬ ТВОРЧЕСТВА, то, надеюсь, мои скромные советы помогут вам в этом.

Поэтому СОВЕТ №1: Дайте себе право на ошибку.

Ведь любой творческий процесс можно представить себе как движение из точки А в точку Б, где Б — это недостижимая величина, и конец этой линии движения теряется в бесконечности.

  «Не бойтесь идеала — вам его не достичь!» Сальвадор Дали.

Другое дело, когда точка Б это реальная маленькая цель, как выучить наизусть, или выступить на концерте, добиться ровного звучания пассажа и т п… Но даже тогда вы должны всегда помнить, что вы можете не достигнуть её. Вы имеете право! Да, вы будете прилагать очень много усилий, вкладывать в дело всю свою страсть! Но необходимо помнить, что вы можете не достичь результата — и это не повод, чтобы перестать уважать себя или ставить на себе крест. Страшно представить сколько карьер было загублено в самом начале из боязни не добиться результата, не соответствовать идеалу. Помните, что уважение к себе не измеряется только результатом.

СОВЕТ №2: Уважайте себя за попытку, а не за результат.

В искусстве гораздо важнее процесс, нежели результат. Кто-то может со мной поспорить, мол если результатов не будет, то как вообще оценивать деятельность человека? Правильно, если оценивать человека  по результативности, то польза от такого человека равна нулю. И уважать такого человека, разумеется, не за что. Но если оценивать свою деятельность  с позиции поиска новых решений, постоянного движения вперёд, неослабного интереса к собственному делу, а так же по количеству получаемого в процессе работы удовольствия — то ценность такой жизни возрастает в разы. Поэтому,

СОВЕТ №3: Определите, что для вас важнее — конечный результат или весь предшествующий ему процесс?

Если для вас достижение результата компенсирует все муки, пройденные на тернистом пути к своей цели, то эта книга не для вас. Если же после завершения дела (возможно даже очень удачного!) вы через некоторое время чувствуете усталость и в голове возникает вопрос: а стоило ли оно того? То возможно, все последующие главы «Букваря» помогут вам ответить на этот вопрос.

Все записи в разделе «Букварь музыканты» основаны на моём личном опыте, опыте работы с учениками и прочитанных книгах. Возможно, что-то из этих, собранных по крупицам знаний пригодится и Вам.