«РОМАН В МЫСЛЯХ»

В детстве я сочинила много книг, повестей, романов. Это было в основном автобиографичные вещи, которые я придумывала каждый день. Всё, что меня окружало, становилось каким-то новым образом для книги. Однако все эти литературные опусы объединяло одно: ни один из них не был написан. Всё существовало исключительно в моём воображении! Это были бесконечные «романы в мыслях». Какая была от этого польза, спросите вы? В то время, когда я только начала «писать в воображении», я это делала исключительно ради удовольствия. Мне было приятно представлять себя знаменитым писателем, книги которого лежат на полках по всему миру, а люди вечерами зачитываются моими историями… Обыкновенные честолюбивые мечты ребёнка! Кстати сказать, писать я тоже пробовала, но оказываясь на бумаге мысли получались уже не такими выдающимися. Так бывает, когда во сне мы переживаем удивительнейшее приключение, а проснувшись вспоминаем, что все события были самыми что ни на есть обыкновенными, а подчас и глупыми. По этой причине, а также по причине лени и просто отсутствия свободного времени, все свои книги я не записывала, а только «воображала». И лишь потом, много лет спустя я поняла, какая в этом на первый взгляд бессмысленном деле, была польза.

 

Итак, что же происходит, когда мы начинаем не просто думать, мешая в мыслях разрозненные образы, а пытаемся их формулировать? Во-первых, мысль обретает конкретную форму. Именно на этом приёме основан психотерапевтический эффект ведения дневника. Ежедневно записывая свои переживания, человек таким образом чётче начинает понимать, что же с ним происходит, и уже одно только осознание проблемы – половина пути к её решению. Но пока что мы не будем браться за ручки, а просто пройдёмся по улице, например, от дома до работы. Что мы видим? Всё те же унылые и до боли знакомые пейзажи? А в нашей голове крутятся в миллионный раз мысли вроде «где взять денег», «как бы успеть вовремя выполнить работу», «что приготовить на ужин» и тому подобное. В результате, путь от дома до работы изо дня в день проходит по одному и тому же сценарию, прокручиваемому у нас в голове.

В последнее время очень модным стало выражение «жить здесь и сейчас». Пожалуй, только ленивый не использовал его хоть раз в разговоре. Все психологические страницы от эзотерики до классической психотерапии пестрят бесконечными советами на тему «как жить настоящим моментом». Но, даже стараясь концентрироваться на реальности, мы очень скоро замечаем, что наши мысли уходят в сторону, и мы снова возвращаемся в круг привычных образов: «дом», «работа», «здоровье», «деньги» (можете продолжить этот список). И все эти мысли, как лошадки в цирке бегут по кругу, не давая нам взглянуть на реальный мир. В чём же проблема? Почему же мы не можем жить здесь и сейчас? Неужели это так трудно? Может быть, стоит ещё постараться, сконцентрироваться на реальности ещё сильнее? Так, начали! Вот мы идём по улице. Идём, идём…вот дерево, вот машина проехала, гос.номер У586ПЕ…вот обрызгала меня водой, теперь на работу грязный пойду, надо будет успеть зайти в туалет, почиститься, только бы начальника на месте не было, а то разгон устроит, не видать мне тогда премии, а без премии не хватит на отпуск, а я уже третий год жене обещаю на море съездить… И всё! Мы уже опять думаем привычный нам набор мыслей. Где мы идём в это время, мы уже не знаем. Наша реальность в данный момент —  офис, начальник, жена и гипотетическая премия. А теперь представьте, что вы идёте по другому городу и вам надо найти определённое здание. Будете вы думать о начальнике, после того, как вас обрызгает машина? Может быть и подумаете на одну секунду, а потом сразу переключите своё внимание на номера домов, чтобы не заблудиться и не проскочить нужный. А ещё будете по дороге подмечать разные детали: деревья, архитектуру, рекламные вывески и т д… чтобы на обратном пути уже лучше ориентироваться.

Мы рассмотрели с вами две ситуации. В чём между ними разница? В первом случае мы шли по знакомой дороге и делали это, как говориться «на автомате», а во втором случае шли по незнакомому месту в первый зраз. Именно поэтому в первом случае нам было очень сложно концентрироваться на успевшей наскучить нам реальности, а во втором – мы без всяких усилий были «здесь и сейчас», и даже досадное недоразумение с машиной не сбило наши мысли на прежнюю колею. Вот оно главное отличие: в первый раз нам было скучно идти, ничего нового мы не ожидали увидеть, поэтому уходили в свой мир мыслей; во втором случае – нам скучно не было. Именно поэтому психологи так часто советуют на время сменить обстановку, потому что круг знакомых образов провоцирует круг одних и тех же мыслей. Новые же образы притягивают внимание и естественным образом вытаскивают нас из «мыслительной колеи».

Но что делать, когда нет возможности поехать куда-нибудь? Продолжать изо всех сил концентрироваться на опостылевшей реальности? Конечно, попытаться можно. И если вы человек с колоссальной силой воли, то может быть, у вас даже это получится, и какое-то время вы будете честно идти и фиксировать сознанием всё происходящее вокруг. Но это очень тяжело, и очень скоро вы всё равно устанете. А жизнь не должна превращаться в бесконечное испытание самодисциплиной. Не думаю, что люди, понявшие принцип «здесь и сейчас», подразумевали такие титанические усилия со стороны человека.

Так как же быть? Как в привычной обстановке без насилия над собой  управлять своим сознанием? Давайте вернёмся к началу статьи, где я рассказываю о своём наивном детском развлечении под названием «роман в мыслях». Тогда я этого не понимала, но теперь мне стало ясно, что это был инстинктивно придуманный мной способ защиты от ежедневной рутины: превращать хаос мыслеобразов в красивые предложения. Можно просто смотреть на дерево. А можно смотреть и мысленно произносить: «Я смотрел на дерево, покачивающее на ветру своими голыми ветвями. В тот день я вышел на работу позже обычного. Не помню, чтобы меня задержало что-то важное. Обычная куча ненужных, надоевших до безумия дел. И вот теперь, спеша на остановку, чтобы не пропустить свой автобус, я вдруг впервые заметил это раскидистое дерево перед моим домом, поскрипывающее на холодном ветру…» Согласитесь, что это уже почти начало рассказа. Обычная жизнь превратилась в художественное произведение! Притом, что события, описанные мной более чем тривиальны: человек спешит на работу, и по дороге на остановку замечает дерево.

Именно на этом простом принципе испокон веков существует всё искусство. В литературе это выражается словами, в живописи красками, в музыке — звуками. Все образы, когда либо существовавшие с произведениях искусства, так или иначе присутствовали в нашей жизни. Видеть в обыденности поэзию – главная особенность, отличающая творческого человека от нетворческого.

Просто попробуйте выйти сегодня из дома и тоже начать свой «мысленный роман». Возможно, это не сразу у вас получится,  на это тоже нужна привычка, и мысли то и дело будут сбиваться в сторону. Но поверьте, это гораздо интереснее и плодотворнее, нежели тупая концентрация на реальности, или же на процессе ходьбы или дыхания (как советуют некоторые практики).

А теперь о реальной пользе такого эксперимента.

Во-первых, придавая мысли четкую словесную форму, вы многократно усиливаете полученный извне образ (как в примере с деревом, когда в обычный день оно маячит где-то на периферии вашего сознания). Потом такие же вещи можно проводить и с чувствами, и попытаться не просто испытывать страх перед начальником и опасения, что не получите премию, а выразить это художественно. Подумайте о себе, как о герое (книги или фильма), и начальник тоже станет неким персонажем. Таким образом, это будет уже новая реальность, созданная лично вами.

Во-вторых, придавая мыслям законченную литературную форму, вы тренируете своё внимание к деталям. Чтобы образ получился интересный, нельзя просто сказать «дерево», необходимо найти что-то ещё, что отличает это дерево от тысячи ему подобных. Найдите такие отличия! Если не интересно дерево – выберете другой образ. Это может быть всё, что угодно. Например, один день из вашей жизни. Чем он отличается от вчерашнего? В чём его неповторимость? Вспомните, как Александр Солженицын описывает день заключенного в своей повести «Один день Ивана Денисовича»? Жизнь в тюрьме – череда бесконечных дней, похожих один на другой, но Солженицын видит в одном единственном дне целую историю, которой потом зачитываются миллионы читателей. Наши дни могут быть такими же удивительными историями, если только мы научимся их видеть. А чтобы видеть – надо начать эти истории выражать словами. И может быть, поначалу ваши истории будут выглядеть как: «Вышел из дома. Холодно. Утро. Каркают вороны». Тогда вспомните Блока: «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека»! Может быть, у вас поэтический дар?

 

СОВЕТ: Для повышения уровня осознанности попробуйте проговаривать свои мысли. Упражнение «роман в мыслях».

 

У многих, после всего прочитанного, может возникнуть логичный вопрос: почему бы просто не записывать мысли, ведя старый добрый дневник? Как мы уже говорили выше, «дневник» — способ проверенный, и зарекомендовавший себя веками. Тут всё просто. Во-первых, на дневник банально не у всех есть время и силы. Ведь для того, чтобы вести дневник, вам необходимо его купить, сесть за стол, взять ручку и начать писать… А что если вы уже легли в постель и ходите спать? Или вам надо готовить ужин? Или вы моетесь в душе? Мысленное ведение дневника не связывает нас временем и пространством, и можно вести его где и когда вам удобно. Но, возможно, привыкнув, делать подобные «мысленные записи», вам в конце концов захочется перенести их на бумагу, и тогда дневник станет логическим продолжением. Когда же мы сразу пытаемся писать, то порой у многих возникает страх чистого листа, или страх начала. Часто в таких случаях люди либо просто не начинают писать, либо пишут довольно коряво. Разумеется, результат им не нравится, и они очень скоро бросают это дело, не находя в нём ничего, корме подтверждения своей писательской бездарности. Именно во избежание приобретения дополнительных комплексов, я очень не рекомендую сразу начинать вести письменный дневник. К тому же, опять повторюсь: идя на работу по надоевшей до чертиков дороге, вы просто не сможете проделать этот путь с ручкой и блокнотом в руках. Но вот собрать нужные образы для будущей записи – вполне! И пусть поначалу это будут коротенькие зарисовки, существующие только в ваших мыслях. Но поверьте, вы увидите много вещей, которых прежде не замечали, а значит, добьетесь ещё одной цели – избавитесь от скуки!

 

P.S. Не пытайтесь сразу же придумать что-то высокохудожественное, и тем самым опоэтизировать свою серую жизнь! Выражайте повседневность. Порой именно в самых простых вещах скрыты самые сильные эмоции.  Вспомните, к примеру, спектакли Евгения Гришковца. Он рассказывает о таких вещах, услышав которые, каждый может сказать: Точно, точно! И у меня так же было!» Именно это делает его искусство таким созвучным людям.

Кстати, проблема снижения интереса к чтению отчасти кроется в том, что люди не находят в книгах созвучных им образов, и миры Толстого, Достоевского, Бальзака и Гюго кажутся многим людям слишком оторванными от их собственной реальности, а потому – скучными. Поэтому расширяйте круг своих образов. Ведь для этого только и надо: немного внимания к деталям и иногда выражение мыслей в художественной форме.