«С осторожностью выбирайте маски. Мы те, кем притворяемся»

                                                    Курт Воннегут.

Вообще тема масок настолько широкая и всеобъемлющая, что ей можно было бы посвятить целую книгу, а не одну главу. Но сейчас передо мной стоит другая задача: показать как можно использовать маски себе во благо, и не использовать во вред. Не нужно путать «маску» с лицемерием. Когда вы примеряете на себя какой-то образ, вы словно настоящий актёр начинаете в него вживаться. Причем, порой «сживление» происходит до такой степени, что под конец человек уже сам не может определить, где же он, а где его маска. Как правило, у каждого социально адаптированного человека существует целый набор масок, которые условно можно было бы распределить на две группы:

— Маски социальные (для других)

— Маски индивидуальные (для себя)

Чем они отличаются? Давайте попробуем разобраться.

Те моменты, когда мы выходим в мир и вынуждены контактировать с людьми, требуют от нас больших усилий и концентрации. Если бы мы вели себя на людях так же как дома, а ещё хуже – также , как  когда мы одни, то на нас неизбежно бы навесили ярлык «чудного», «не от мира сего», а может быть и «придурка». Вы когда-нибудь задумывались, почему так происходит? Неужели наше подлинное поведение, точнее поведение нашего подлинного «я» настолько асоциально? Вывод напрашивается, что да. Существует восточная поговорка: «Держи себя с другими, так будто ты один, а наедине с собой – словно ты на людях». Что же хотели сказать восточные мудрецы столь парадоксальным советом? Разве они не боялись выглядеть асоциально? Или может быть были уверены в том, что личность человека должна быть всегда одинакова, независимо от того где и с кем он находится? Но тогда бы поговорка скорее звучала бы как: «Всегда и везде оставайся собой», или что-то в этом роде. Но нет, даже восточные философы четко подразделяли жизнь человека в социуме и вне его. И именно в попытке уравновесить «жизнь с маской» и без неё, они предложили такой странный на первый взгляд способ. Но если вдуматься, то в этом есть глубокий смысл: попытка сохранить подлинность личности, в каком бы обществе эта личность не пребывала. И наоборот, даже имея возможность сбросить все маски не следует оставаться «голым»… Но давайте по порядку. Для начала нужно прояснить, что же такое «маски»

 

Итак, первый тип масок — «социальные», как это следует из названия,  существует для облегчения контакта с социумом. Причем, как правило, эти маски почти у всех людей одинаковы, то есть обладают неким универсальным набором качеств, которые приняты в данном обществе за норму. Разумеется, в разных обществах приняты разные нормы, и если в Китае отрыгнуть или сплюнуть считается нормальным, то в европейском обществе такое поведение будет неприемлемым. Таким образом, уже с детства родители стараются заложить детям понятия о нормах, и именно тогда начинают формироваться первые «социальные» маски. Любознательный по своей природе ребёнок задаёт любые интересующие его вопросы, но со временем взрослые объясняют ему, что некоторых вещей спрашивать нельзя, а если можно, то только у хорошо знакомых и близких людей. С течением времени таких примеров становится всё больше, и ребёнок четко начинает различать, что можно с мамой и папой – нельзя с воспитательницей в детском саду; или то, что допустимо при общении с сестрой или братом, никак невозможно в общении с посторонним человеком. Тогда ребёнок начинает делить общество по принципу: близкие и чужие. И для чужих у него появляются определённые маски, с близкими же он продолжает быть самим собой.

Часто случается, что люди из одной категории незаметно для человека переходят в другую, и семья для многих становится чужеродной средой и требует ношение маски. Тогда как компания друзей наоборот – место комфорта и безопасности, и никакие маски там не требуются. Таким образом, можно сделать вывод, что маски носятся в тех случаях, когда человек чувствует угрозу со стороны среды и  хочет защититься. Либо же угрозы нет, но человек хочет удовлетворить какую-то свою потребность, а для этого необходимо получить одобрение среды. В этом случае маска тоже играет не последнюю роль. То есть и в том и в другом случае существует некий конфликт между средой и человеком, и чтобы свести к минимуму этот дисбаланс, человек надевает «социальную» маску.

Сразу хочу сказать, что маски – это не плохо, как кому-то могло бы показаться. И ещё раз повторю: маски – это не лицемерие. В данном случае маска – это определённая защита от факторов внешней среды. И не будь у нас подобной защиты нам не удалось бы выжить в этом мире, так как маска – это способность к адаптации. Причем именно от способности адаптироваться порой зависит насколько благополучно мы будем жить. Как и в природной среде, если человек не смог адаптироваться к климату, пище и воде, он погибает. Также и в обществе, если человек не научился вовремя надевать нужные маски, то жизнь его станет очень трудной, а общество будет стараться вытеснить нежелательного субъекта.

Но здесь нужно четко определять где заканчивается адаптация, и где начинается мимикрия. Если обратиться к Википедии, то мы увидим, что адаптация – (от лат. Adapto – приспособляю) – приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Процессы адаптации направлены на сохранение гомеостаза (равновесия).

Тогда как  мимикрия (подражание, маскирование) – выражение, введенное в зоологию для обозначения некоторых особенных случаев чрезвычайного внешнего сходства между различными видами животных, принадлежащих к различным родам и даже семействам и отрядам.

Пример мимикрии в животном мире: ящерица принимает форму и цвет листка.

6

Итак, мы видим, что при адаптации человек (а мы здесь говорим только о человеке, и лишь для примера проводим параллели с животным миром) не меняет своего обличия кардинально, а лишь приобретает те или иные качества, необходимые ему для более комфортного пребывания в среде. При мимикрии человек полностью меняет свой облик, так что становится неотличим от чужеродного ему общества. И если в первом случае можно сказать, что ношение подобной «адаптационной» маски приносит человеку пользу, то ношение маски «мимикрической» приводит человека к потере собственного «я» в угоду среде. И это уже никак нельзя считать полезным для личности человека.

Можно дополнить нашу схему:

Маски «социальные»:   — адаптационные (не меняют структуру личности)

мимикрические (меняют структуру личности)

 

Часто, попадая в новую среду (приходя в компанию незнакомых людей, устраиваясь на работу, переезжая в другую страну и т.д…) мы начинаем надевать маски не задумываясь, а выбирая их по принципу, какая быстрее подвернулась под руку, и какая на данный момент с вашей точки зрения наиболее подходящая. Но как нельзя дважды произвести ПЕРВОЕ впечатление, так нельзя потом с лёгкостью поменять маску. Если вы начнёте это делать, то вызовете по меньшей мере удивление, а в худшем случае неудовольствие и порицание со стороны среды. Поэтому гораздо безопаснее и спокойнее продолжать носить выбранный изначально вариант, чем рисковать потерять доверие к себе. Таким образом надев какой-то образ однажды, люди часто становятся его заложниками. Кто-то надел на себя маску бонвивана – и теперь вынужден постоянно шутить и балагурить, развлекая народ; кто-то одел маску лидера, и навсегда потерял право на слабость; кто-то одел маску дурачка, и даже говоря умные вещи он уже не будет восприниматься другими людьми всерьёз. Таких примеров можно привести массу. Сотни, тысячи людей по всему миру становятся заложниками своего образа, и одев вначале маску для того, чтобы сделать свою жизнь более комфортной, они в результате вынуждены испытывать бесконечный ежедневный дискомфорт от несоответствия формы и содержания (маски и истинных качеств личности). От таких масок следует избавляться, как бы это не было больно. Особенно тяжело в таких случаях переживается людьми полное непонимание и порицание со стороны окружения. И часто представив себе, через какие муки им придётся пройти, прежде чем удастся избавиться от навязанного самому себе образа, люди решают наоборот – сжиться со своей маской окончательно, чтобы полностью убрать дискомфорт. Это очень сложная задача, потому что в такие моменты человек целенаправленно идёт против своей личности, но, как ни странно, большинству это удаётся. И самое удивительно заключается в том, что после подобной метаморфозы, человек напрочь забывает о своей прежней личности, и продолжает жить, будучи глубоко уверенным, что то, какой он есть – он и есть настоящий.

Здесь надо хорошо понимать, что мимикрия может быть двух типов: осознанной и неосознанной. В случае, когда слабый, угрюмый, депрессивный человек  ставит своей целью измениться и путём «мимикрической» маски, и в конце концов перерождается в новую личность, это безусловно очень хорошо. Изменив негативные или слабые стороны личности, человек обретает и новую судьбу! Именно о таких людях мы читаем истории про то, как никому неизвестные парни и девчонки, у которых изначально не было никаких предпосылок к великой судьбе, становились миллионерами, звездами кино, президентами и т.д… И именно такая осознанная мимкрическая маска является вторым типом – маска для себя или маска «индивидуальная»

Но совершенно другой эффект производит бессознательная мимикрия под общество. В этом случае человек теряет свою личность в ущерб навязанного ему образа обществом. Хорошо, если человек попадает в условно скажем «высокое» общество, обладающее набором великолепных качеств, приобретя которые человек становится более развитой и интересной личностью. Но, к сожалению, гораздо чаще мы слышим о «дурном влиянии среды», когда не успев познать ещё собственного «я» человек приспосабливается под не самое лучшее окружение, и вскоре становится типичным его представителем. Именно поэтому мы видим так много типичности в разных обществах: национальная типичность, профессиональная типичность, типичность определённого возраста и др… Но если взять за аксиому, что каждый человек исключителен, что каждый несёт в себе заряд своей индивидуальности, и главной целью каждого человека является как можно ярче раскрыть эту индивидуальность, то в данном случае «мимикрия» становится для него прямым путём в типичность. И даже если, ещё раз повторюсь, общество в которое мимикрирует субъект будет лучшим обществом, то всё равно он неизбежно лишится своей индивидуальности, своей самости.

Поэтому аккуратнее выбирайте себе маски. Мы суть то, чем притворяемся. И даже притворяясь надо отдавать полный отчет в том, что это всего лишь маска. Иначе может произойти как в сказке «Калиф аист», когда будучи аистами, калиф и визирь забыли волшебные слова и так бы навсегда и остались в «масках» птиц. Но это всего лишь сказка, а в жизни нет волшебного слова МУТАБОР. Поэтому носите маски, но не забывайте он них никогда!