«Привычка свыше нам дана, замена счастию она» А.С. Пушкин

 

Сегодня мы поговорим о привычках, в каких случаях они приносят пользу человеку, а в каких случаях от них лучше отказаться.

На первый взгляд всё довольно просто: если привычка хорошая, например такая, как делать утреннюю гимнастику или учить ежедневно несколько иностранных слов, то эта привычка приносит несомненную пользу человеку. И наоборот: привычки курить, или допоздна сидеть за компьютером ничего хорошего не сулят их обладателям. Но, давайте для начала разберемся, что же такое «привычка».

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Привычка:

  • Привычка — в психологии сложившийся способ поведения, осуществление которого в определённой ситуации приобретает для индивида характер потребности.
  • Привычка — в медицине ощущаемая человеком навязчивая потребность к определенной деятельности, зависимость.
  • Привыкание в фармакологии, иммунологии и наркологии — снижение реакции на повторяющееся введение лекарств, наркотиков или психоактивных веществ; привыкание организма, ввиду чего требуется всё большая и большая доза для достижения присущего веществу эффекта.
  • Привыкание в психологии это постепенное уменьшение ответной реакции как результат продолжающейся или повторяющейся стимуляции в нормальных условиях (не сопровождается подкреплением стимула)

Итак, из разных определений мы видим, что привычка может носить характер потребности, причем в данном случае не важно, положительная это привычка или отрицательная. Существует немало примеров, когда в у людей возникала стойкая потребность в занятиях спортом, как у некоторых людей – в пирожном. Но и в том и в другом случае стечением длительного повторения какого-либо действия у человека практически неизбежно формируется зависимость. Попробуйте понаблюдать за собой. Наверняка вы сможете обнаружить у себя массу самых разных зависимостей. Многие  даже не бросаются в глаза, настолько они кажутся незначительными и несущественными. Однако при этом они не перестают быть привычками, в зависимости от которых живёт человек. Ответьте на несколько вопросов:

— В магазине вы выбираете один и тот же сорт, полюбившегося вам продукта (хлеб, зубная паста, салфетки…можете сами продолжить список), и если этого продукта нет, то вы можете отправиться искать его в другой магазин?

— Как часто вы меняете место летнего отдыха, кафе, в которые ходите, маршрут от дома до работы, музыку в плейлисте?

— Испытываете ли вы дискомфорт, если в ваш распорядок вторгается что-то неожиданное, и как часто у вас возникает потребность в изменении распорядка?

Если что-то похожее из вышеперечисленного вы наблюдаете в своей жизни, если вы скорее склонны оставлять всё как есть, нежели вносить разнообразие, то это говорит о том, что у вас есть привычки, которые в более тяжелой форме могут стать зависимостями.

Но вернёмся к словам великого классика, считавшего привычку для человека благом, и даже «заменой счастию». Для прояснения ситуации приведу ещё один материал из Википедии:

Механизм формирования привычки: точки зрения

Психологический аспект:

Привычка формируется в процессе неоднократного выполнения действия на той стадии его освоения, когда при его исполнении уже не возникает к.-л. трудностей волевого или познавательного характера. Здесь идет речь о привыкании — прекращение или снижение остроты реагирования на ещё продолжающий действовать раздражитель, который вызывает эмоционально положительные состояния в период реализации привычки и, напротив, рождает отрицательные переживания в обстоятельствах, мешающих её осуществлению. Однажды выработанная, привычка часто продолжает оставаться и после устранения причинных факторов, приведших к её развитию. Поведенческая психотерапия основывается на убеждении, что одни привычки могут быть заменены другими.

Физиологический аспект:

Привычка есть не что иное, как образование в мозговых структурах устойчивых нервных связей, отличающихся повышенной готовностью к функционированию. Система таких нервных связей служит основой более или менее сложных форм поведенческих актов, которые И. П. Павлов назвал динамическими стереотипами. В комплекс нервных структур, обеспечивающих привычный образ действий, как правило, включаются и механизмы эмоционального реагирования, который уже является психологическим аспектом формирования привычки.

Таким образом, мы видим, что в ходе формирования привычки, так или иначе снижается степень реакции на производимое действие, порой вплоть до полного её исчезновения.  Попробуйте вспомнить себя детьми. В раннем возрасте каждый день проходит в активном познании мира и освоении новых навыков. Сначала ребёнок учится ходить, говорить, держать ложку; потом идут более сложные навыки чтения и письма; затем, в старшем возрасте, происходит освоение профессии. И каждый раз человеку приходится прикладывать усилия, чтобы довести какое-либо действие до уровня привычки, или автоматизма. Это очень полезный навык, так как не обладай мы им, мы били бы лишены способности учиться, и любое действие, даже при многократных повторениях требовало бы от нас первоначальных усилий. Но к счастью, человек обладает способностью формировать привычки. Навыки – это те же привычки, однако более фундаментальные, и не меняющиеся под влиянием условий. Например, приобретя однажды навык письма и переехав в другую страну, вы этот навык не утратите. Но зато некоторые пищевые привычки при смене страны проживания могут быть легко заменены другими.

Навык — деятельность, сформированная путём повторения и доведения до автоматизма.

Всякий новый способ действия, протекая первоначально как некоторое самостоятельное, развёрнутое и сознательное, затем в результате многократных повторений может осуществляться уже в качестве автоматически выполняемого компонента деятельности.

В отличие от привычки, навык, как правило, не связан с устойчивой тенденцией к актуализации в определенных условиях.

Итак, навыки и привычки формируют в нашем мозге устойчивые связи, благодаря которым снижается уровень энергозатрат, и, получив один навык или привычку, мы переводим его в разряд автоматизма. Следовательно, умственной и эмоциональной энергии на выполнение этого действия тратится уже значительно меньше, и оставшуюся энергию мы можем направлять на новый вид деятельности. В случае, описанном Пушкиным, няня рассказывает Татьяне о том, как она сформировала привычку жить с нелюбимым мужем, и со временем потеряла чувствительность (то есть значительно понизилась степень реагирования на раздражитель) и стала почти счастлива. Разумеется, подобное «счастье» весьма сомнительно, и вряд ли могло принести пользу личности няни. Но во времена Пушкина женщины не имели сегодняшней свободы действий, а потому вынуждены были примиряться с обстоятельствами. Хотя и сейчас в современном мире можно увидеть немало примеров, когда не имея возможности изменить какие-либо неблагоприятные обстоятельства, человек вырабатывает привычку, и продолжает жить в них уже не испытывая разрушающего дискомфорта. Но тут нужно четко различать к чему стоит привыкать, а от чего стоит отказаться, потому что, привыкая к неблагоприятным условиям, мы формируем несвойственные нашей природе привычки. Ведь когда на пути дерева ставят преграду, оно привыкает расти в бок, и вырастает кривым. И даже после того, как преграду уберут, кривизна не исчезнет, и дерево останется уродливым. Поэтому надо помнить, что привыкание к неблагоприятным обстоятельствам, как  способ выжить, формирует у нас привычки, которые в благоприятных обстоятельствах будут выглядеть, как  уродство.

1408346588_demotivatory_29

Но что же тогда с простыми маленькими повседневными привычками? Разве они тоже плохи? Вовсе нет. Напротив, они как раз и несут очень важную функцию «разгрузки» мозга и позволяют нам заниматься другой деятельностью. Но тут часто кроется одно обстоятельство: сформировав однажды какую-то привычку, мы не тратим освободившийся интеллектуальный и эмоциональный ресурс на что-то новое. Если этот ресурс не использовать, то в скором времени наш мозг решает, что он (ресурс) не нужен и избавляется от него, т е. снижает интеллектуальную и эмоциональную активность. Жизни человека такое снижение активности не угрожает, но вот для личностного роста  это нельзя назвать полезным. Не нужно думать, что подобные процессы редкие или исключительные. Напротив, они происходят со всеми людьми на земле, поэтому практически в 90% случаев можно наблюдать, что с возрастом у людей притупляется восприятие, они как-будто «застревают» в одном моменте и продолжают жить до конца раз и навсегда наработанными принципами. Так живут люди, которые изо дня в день хотят на одну и ту же работу, выполняя одни и те же действия. Сами по себе действия могут быть разные: например учитель каждый день даёт новый урок ученикам. Но если в процессе первоначальной подготовки к урокам, учитель тратил много энергии на подбор и изучение материала по теме, затем преодолевал трудность привыкания к публичным выступлениям и т п… то со временем все эти действия при многократном повторении становятся для него привычными, и он уже идёт по ранее заготовленной схеме. Разумеется, многие учителя могут мне возразить, сказав, что каждый новый урок, с новым классом – это что-то другое, и нужно постоянно приспосабливаться к обстоятельствам. Какая уж тут привычка! Да, всё так. Но ведь даже картошку нельзя пожарить два раза одинаково: вкус будет зависеть и от плиты, и от сорта картошки, от наличия соли, от того, как нарезать (дольками или соломкой)…но всё равно данный процесс будет процессом жарки картошки, и в конце концов вы получите именно это конкретное блюдо. И вот, условно говоря, в течение жизни мы привыкаем готовить некий определённый набор блюд, делаем это хорошо, и при с каждым разом напрягаемся всё меньше и меньше, переводя наши действия и эмоциональные реакции в разряд автоматизма. Парадоксально, но даже стресс и раздражение, которые испытывает учитель, при ежедневном повторении могут стать привычной рутиной.

143494728363435-1024x614

Здесь хочется остановиться и сделать некий вывод.

Если человек привыкает к чему либо, то он формирует в голове стойкие нервные связи. Эти связи подобны протоптанным дорожкам у нас в мозгу. Когда мы в первый раз прокладываем свою тропинку, то нам приходится внимательно смотреть вокруг, искать лучший путь, рубить мешающие нам ветки. Но со временем тропинка становится хорошо знакомой протоптанной дорожкой, по которой уже можно идти достаточно свободно, почти не задумываясь. Какое-то время мы ходим этой дорогой, отдыхая от праведных трудов. Со временем эта дорога настолько расширяется, что можно начать ездить по ней на машине. И там, где прежде были заросли – теперь простирается ровная автострада. Но руки долгое время не рубившие ветки слабеют, ноги, не перепрыгивавшие кочки и не приминающие траву, теряют свою силу, и со временем уже ничто не заставит нас свернуть с протоптанной однажды дорожки.

Именно в таких привычках кроется синдром «непроживаемой жизни». Всё кажется хорошо: семья, дети, бизнес налажен (таких примеров миллионы), но каждый день похож один на другой, и в конце концов даже годы уже становятся неотличимы. Но плохо даже не само чувство неудовлетворённости, возникающее при внешнем благополучии. Хуже, что нервные окончания в мозгу, освободившиеся после формирования определенного навыка или привычки, не продолжают использоваться, и со временем ослабевают или вовсе исчезают. Так с возрастом люди замечают, что им всё труднее даются какие-то непривычные действия,  т.к. нервных связей становится всё меньше (а это прямой путь к деградации),  и формируются они со значительно большими усилиями. Именно поэтому во многих безобидных на первый взгляд привычках (например, отдыхать каждый год в одном и том же месте) кроется большая опасность для человека.

Почему психологи так часто рекомендуют при каких-то стрессовых ситуациях перемену места. Потому что в новых условиях гораздо легче налаживать новые нервные цепочки, получая новые (непривычные) впечатления. Причем это могут быть как значительные перемены, например, поехать в другую страну, так и более мелкие – пообедать в другом кафе, или вместо привычного супа с фрикадельками взять борщ. Поверьте, ваш мозг будет очень благодарен вам за подобные «подарки». Что же касается вредных и полезных привычек, тот тут можно дать один совет. Поскольку механизм формирования привычки как положительной, так и отрицательной одинаков, то и избавление от привычки или приобретение ново – вызывает у нас одинаковый дискомфорт. Назовём его – дискомфорт непривычного. Поэтому, чтобы не вводить себя в стрессовый шок, не пытайтесь сразу же избавиться от вредной привычки (хотя для многих это возможно только через стрессовое преодоление). Попробуйте для начала сделать что-то непривычное приятное. Как ни странно, но вы заметите, что даже при этом вы испытаете некоторый дискомфорт, возникающий от того, что вам приходится совершать незнакомое действие, тем самым налаживая новые нервные связи у себя в мозгу. Постепенно привыкнув делать маленькие непривычные вещи, вы уже не будете испытывать дискомфорта, нервные связи будут налаживаться легче, а потому и избавляться от вредных привычек и заменять их полезными станет гораздо проще. К тому же психика человека так устроена, что нам гораздо приятен процесс приобретения, нежели избавления от чего-то. Поэтому если вы знаете за собой вредные привычки – не пытайтесь сразу же от них избавиться. Попробуйте для начала приобрести одну, пусть совсем маленькую, хорошую привычку! Однако никогда не надо забывать, что любое действие (пусть даже самое лучшее и полезное) став привычным теряет 90% своей прелести, так как переводя его в разряд автоматизма мы перестаём на него эмоционально реагировать. Поэтому процесс формирования всё новых навыков и привычек должен быть у человека постоянным. Только так мы можем избежать рутины, синдрома «непроживаемой жизни» и медленной, но верной деградации.

P.S. А сейчас пойдите и сделайте что-нибудь , что никогда в жизни не делали. Пусть это будет какой-нибудь пустяк, но вы удивитесь, каким притоком позитивной энергии он вам вернётся!

tsitaty-привычка-вторая-натура-она-мешает-нам-узнать-марсель-пруст-180851